Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Филологический факультет

Декан:

Учужук Масхудович ПАНЕШ, доктор филологических наук, профессор.

Местонахождение:

385000, Южный Федеральный Округ, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208

Второй этаж главного корпуса, восточная сторона, каб. 235

Телефоны:

593-739, 57-00-08



 

О факультете:

Филологический факультет – не просто старейший в Адыгейском государственном университете. С 1940 года, со времени открытия главного учебного заведения республики он стал лидером в университетской системе. В тесном сотрудничестве с органами власти, научными, образовательными учреждениями факультет принимает активное участие в общественно-историческом, инновационном развитии Адыгеи и юга России. В этом сотрудничестве выступает как главный партнер, на котором ложатся функции творца знаний, кадров и организатора взаимодействия в формировании образовательных услуг. Результатом такой деятельности стало не просто распространение новых навыков и знаний, но и формирование интеллектуальной элиты, востребованной социально-экономической ситуацией в обществе.

История:

«Филология лежит не только в основе науки, но и всей человеческой культуры», – сказал Д. Лихачев. История филологического факультета и его деятельность являются яркой иллюстрацией этой основательной мысли. Майкопский учительский институт, созданный в 1940 году, с первых дней открытия имел филологическое лицо. Он был призван решать исторические задачи – готовить квалифицированных учителей, способных научить грамоте и, таким образом, вывести народ на долгожданную дорогу овладения знаниями. Именно язык и литература нашли путь к книге, которая являлась фундаментом общечеловеческой культуры.

К началу 60-х гг. филологический факультет проводит образовательную деятельность в новом качестве. В 1953 году открывается второе, адыгейское отделение. А в 1955 создается кафедра адыгейского языка и литературы, что явилось оформлением такой организационной структуры в национальном вузе, которая использовала социальную функцию филологического знания как решающего средства межкультурной коммуникации.

Новый, высокий статус высшего учебного заведения, вызванный острой потребностью в педагогических кадрах, – Адыгейский государственный педагогический институт – был подтвержден всесторонним развитием и дальнейшей активной деятельностью. Речь идет о реализации концепции филологического образования, являющегося основой для формирования культурного типа личности, востребованного, обладающего широкими знаниями и способного добиваться достойного места в жизни.

В 90-е гг., в обстановке демократизации и формирования открытого общества надо было обозначить роль филологического образования, которое призвано не просто давать квалификацию, но и формировать определенный тип личности. Речь идет о создании условий для воспитания человека – толерантного, обладающего широтой знаний, как в области отечественной культуры, так и мировой цивилизации, что особенно важно для кавказского региона с многонациональными традициями.

Поставленная проблема потребовала завершения формирования инфраструктуры факультета, способной в рамках инновационного университета, сыграть существенную роль в интеграции образовательной и научной составляющих в социально-экономическом, культурном пространстве Республики Адыгея и Юга России. Деятельность факультета на этом этапе связана с тремя направлениями: «Филология», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Функционируют бакалавриат, магистратура, аспирантура. Открыты специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по направлениям «Литература народов РФ», «Фольклористика», «Русский язык», «Теория языка», «Языки народов РФ».

Модернизация проявилась в существенном повышении качества кадрового состава преподавателей. Если говорить языком цифр, то процент дипломированных специалистов достиг 100%. Докторов наук – 20%. Это высокий уровень даже для ведущих вузов РФ. Деятельность по организации образовательной и научно-исследовательской инфраструктуры продолжилась в совершенствовании работы научных школ, лабораторий, филологической серии научно-образовательного журнала «Вестник АГУ», имеющего высокий статус издания, включенного в Перечень научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ.


Виды профессиональной деятельности выпускников-филологов:

– педагогическая в системе общего и среднего специального образования; научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;

– прикладная (редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ, музеях, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях;

– организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных областях;

42.03.02 – «Журналистика».

Квалификация – «Бакалавр журналистики».

Срок обучения – 4 года.

Виды профессиональной деятельности выпускников-журналистов:

– авторская, направленная на создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;

– редакторская;

– проектно - аналитическая;

– организационно-управленческая;

– социально-организаторская;

– производственно-технологическая.

42.03.01 – «Реклама и связи с общественностью».

Квалификация – «Бакалавр по рекламе и связям с общественностью».

Срок обучения – 4 года.

Виды профессиональной деятельности выпускников - бакалавров по рекламе и связям с общественностью:

– организационно-управленческая (участие в управлении и организации рекламных служб и служб по связям с общественностью, участие в формировании эффективных внутренних коммуникаций и т.д.);

– проектная;

– коммуникационная;

– рекламно-информационная.

Где наши студенты проходят практику:

У факультета творческие договоры о сотрудничестве с научными и учебно-образовательными организациями, предприятиями, редакциями различных газет, рекламными службами Республики Адыгея, Филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Адыгея», в которых студенты проходят практику и совершенствуют профессиональное мастерство.

Где смогут работать выпускники:

Согласно полученной на факультете квалификации могут работать:

Филологи – в системе общего и среднего специального образования, научно-исследовательских, книгоиздательских организациях, в учреждениях образования, культуры, СМИ.

Журналисты – в СМИ, работа, связанная с редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской, производственно-технологической деятельностью.

Реклама и связи с общественностью – организация и управление рекламных служб и служб по связям с общественностью, формирование эффективных внутренних коммуникаций.

Кроме того, полученное на факультете образование, ориентированное на рынок, позволяет выпускнику, если это нужно, перестроиться и работать в смежных областях.

О том, что филологический факультет способен решать главную задачу подготовки специалиста – конкурентноспособного на рынке труда, владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности и готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов – говорит жизнь и деятельность его выпускников. Это Тхакушинов А.К., доктор социологических наук, профессор, глава Республики Адыгея с 13 декабря 2006 по 12 января 2017 год; Ефимова Т.В. – отличник народного просвещения, кандидат педагогических наук, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации; Кукан М.Р. – известный актер, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель национального театра Республики; Делокаров Амин – кандидат философских наук, бизнесмен, основатель компании «ДЕЛСИА» (г. Москва); Дубовик А. Н. – генерал-лейтенант. В 1999 г. начальник Спецстроя России и др.

 

Структура:

Декан – Учужук Масхудович Панеш, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Адыгея, лауреат Государственной премии Республики Адыгея в области науки.

Заместитель декана по учебной работе – Александр Николаевич Новиков, кандидат филологических наук, доцент.

Заместитель декана по воспитательной работе – Сусана Рамазановна Бедукадзе, кандидат филологических наук, доцент.

Документовед – Татьяна Сергеевна Сетова.

 

 

1. Кафедра общего языкознания

Зав. кафедрой – Ахиджакова Мариет Пшимафовна, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Адыгея.

Основные научные направления: когнитология, антропологическая лингвистика, текстология, коммуникология, лексикология и лексикография, семасиология, словообразование и этимологии разносистемных языков, концептология, истории языка, историческая лексикология и диалектология, дискурсология романо-германских языков и др.

Научная тема кафедры общего языкознания: Когнитивные парадигмы билингвального сознания в современной лингвистике / Проблемы развития современного билингвального сознания в поликультурном пространстве.

Направления подготовки.

Бакалавриат: 45.03.01 «Филология», 42.03.02 Журналистика, профиль «Журналистика печатных СМИ», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью».

Магистратура: 45.04.01 «Филология», направленность «Общее языкознание: социолингвистика, психолингвистика»

Аспирантура: 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», направленности «Теория языка» и «Языки народов Российской Федерации (кавказские языки)».

Основные дисциплины:

Введение в языкознание

Введение в теорию коммуникации

Латинский язык

Старославянский язык

Введение в славянскую филологию

Историческая грамматика русского языка

История русского литературного языка

Общее языкознание

Славянский язык: Польский язык

Русская диалектология

Спецкурс по русскому языку и литературе

Спецсеминар по русскому языку и литературе

Основы теории коммуникации

Латинский язык

Филология в системе современного гуманитарного знания

Современные проблемы науки о языке

Синхронно-диахронный аспект языкознания

Теория языковых контактов

Проблемы когнитивной лингвистики

Современные проблемы билингвизма

Этнолингвистика

Региональная лингвистика

Теория языка

Когнитивная природа языка

Современный адыгейский язык

Этимология адыгейского языка

 

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры

Абрегов Ачердан Нухович, доктор филологических наук, профессор

Ахиджакова Марьет Пшимафовна, доктор филологических наук, профессор

Баранова Александра Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент

Берсиров Батырбий Махмудович, доктор филологических наук, профессор

Новиков Александр Николаевич, кандидат филологических наук, доцент

Осипов Георгий Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент

Эльдарова Рузанна Алиевна, кандидат филологических наук

Издания кафедры:

На кафедре подготовлено более 430 научных и учебно-методических публикаций.

Коллективная монография «Когнитивная парадигма ментальности в этнолингвокультурном пространстве» / Отв. ред. У.М. Панеш, М.П. Ахиджакова. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2015. – 282 с.

Сборники научных статей

Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике: Материалы Международной научной конференции. 13-14 октября 2011 года. – Майкоп: изд-во АГУ, 2011.

Когнитивные парадигмы языкового сознания в современной лингвистике: Материалы II Международной научной конференции. 11-12 октября 2017 года. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. – 348 с.

В сборниках представлены материалы Международных научных конференций, состоявшихся в Адыгейском государственном университете. В докладах участников конференции рассмотрены актуальные проблемы когнитивной лингвистики, философии, социологии, социолингвистики, этно- и психолингвистики, лингвокультурологии, а также вопросы билингвизма, лингвистики текста, функционирования языковых единиц, лексической семантики, словообразования в различных аспектах. Уделено особое внимание междисциплинарным связям предметов гуманитарного цикла. Материалы конференций предназначены для ученых лингвистов, философов, социологов, психологов; преподавателей, аспирантов, студентов магистратуры и бакалавриата, а также для всех интересующихся современными проблемами языкознания.

Берсиров Б.М. Убыхско-адыгейско-русский словарь. Краткий грамматический очерк убыхского языка». В словаре обращается внимание на то, что убыхский язык считается вымершим. Словарь включает в себя более 15 тысяч слов и словоформ бесписьменного убыхского языка, входящего в абхазско-адыгскую группу иберийско-кавказской языковой семьи. Авторы перевели работы известного ученого Жоржа Дюмезиля с французского языка, который использовал убыхские слова и выражения. Книга также будет полезна всем, кто интересуется этимологией слов родного языка.

Баранова А.Ю. Старославянский язык. Учебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов филологических факультетов (бакалавриат). - Часть I /.Сост. А.Ю. Баранова Материалы лекционного курса. - Майкоп, АГУ, 2014. - 42 с.

Первая, теоретическая, часть учебно-методического пособия предназначена для студентов филологических факультетов очного и заочного отделений в целях организации эффективной работы на лекционных занятиях и при самостоятельном изучении некоторых тем дисциплины.

Старославянский язык: материалы для практических занятий и самостоятельной работы студентов (часть II). Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета университета. – Майкоп: Издательский центр АГУ, 2015. – 66 с.

Учебно-методическое пособие по курсу предназначено для студентов - первокурсников филологического факультета университета. Оно содержит систему заданий и упражнений, направленных на углубление теоретических знаний и практическое освоение закономерностей развития фонетического и морфологического строя старославянского языка, оказавшего большое влияние на развитие русского языка.

Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов филологического факультета университета (бакалавриат) / А.Ю. Баранова. – Майкоп: АГУ, 2019. – 98с.

Учебное пособие предназначено для студентов филологического факультета очного и заочного отделений в целях организации эффективной работы на лекционных занятиях и при самостоятельном изучении дисциплины «Историческая грамматика русского языка». Пособие включает краткое изложение теоретических вопросов формирования и развития русского языка, исторической фонетики и морфологии.

Осипов Г.А. Lingua Latina: материалы по латинскому языку: учеб.-метод. пособие для студентов бакалавриата юрид. фак. / сост. Г.А. Осипов; Адыгейский государственный университет. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. – 72 с.

В пособии представлены начальные сведения о фонетике, орфографии, грамматике и словообразовании латинского языка, рассматривается латинская юридическая терминология. Грамматические правила изложены в упрощенном виде, доступном для понимания студентами неязыковых факультетов. Учебный материал содержит грамматические правила, упражнения, таблицы, список терминообразующих элементов, афоризмов и пословиц.

Lingua Latina: материалы по латинскому языку: учеб.-метод. пособие для студентов бакалавриата фак. естествознания / сост. Г.А. Осипов; Адыгейский государственный университет. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2016. – 72 с.

В пособии представлены необходимые сведения о фонетике, орфографии, грамматике и словообразовании латинского языка; рассматривается латинская биологическая терминология. Данное пособие включает дополнительный дидактический материал, знакомство с которым позволяет повысить как терминологическую грамотность, так и общую языковую культуру студентов. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов бакалавриата очных и заочных отделений факультета естествознания.

История кафедры общего языкознания

В 1995 году как самостоятельное подразделение филологического факультета была создана кафедра общего языкознания и истории языка, а в 1996 году получила нынешнее название – кафедра общего языкознания, перед которой открылись широкие перспективы. Эти возможности реализованы сполна: фактически кафедра общего языкознания стала ведущей общеуниверситетской в Адыгейском государственном университете, обслуживающей гуманитарные факультеты, а также факультет естествознания. Только что созданную кафедру возглавила выпускница АГПИ (ныне АГУ) кандидат филологических наук, профессор Л.Х. Цыплёнкова. С 2000 года кафедрой заведовал А.Н. Абрегов, выпускник Тбилисского государственного университета, доктор филологических наук, профессор. В настоящее время кафедру возглавляет выпускница Кубанского государственного университета доктор филологических наук, профессор М.П.Ахиджакова.

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры общего языкознания: когнитология, текстология, психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, прагмалингвистика, прикладная лингвистика. Члены кафедры занимаются проблемами сравнительно-исторического и сопоставительно-типологического изучения различных уровней системы разноструктурных языков, парадигматических и синтагматических отношений в лексике, словообразования и этимологии, терминологии и региональной ономастики.

НИРС осуществляется в рамках проблемных направлений НИР кафедры: «Лексикология и лексикография разносистемных языков» – рук. проф. Абрегов А.Н. и «Когнитивные парадигмы современной лингвистики» – рук. проф. Ахиджакова М.П. Научную работу студенты бакалавриата начинают выполнять на втором курсе, получая задел по теме дальнейшего исследования. Ежегодно студенты-филологи представляют результаты своей работы на научно-практических конференциях различного уровня. На кафедре ведется работа по написанию курсовых работ и дипломного исследования в рамках сквозной проблематики.

На базе кафедры общего языкознания с 2018 года действует Лаборатория билингвизма (зав. лабораторией Ахиджакова М.П., д.ф.н., профессор), научное направление «Когнитивные парадигмы билингвального сознания в современной лингвистике». В состав исполнителей и соисполнителей, реализующих тему данного направления, входят как опытные ученые, молодые кандидаты наук, так и аспиранты, пишущие кандидатские диссертации.

Сотрудничество кафедры

Договор о научном сотрудничестве между сектором этнопсихолингвистики Института языкознания Российской Академии наук и кафедрой общего языкознания филологического факультета АГУ, 2017 г.

Большое внимание кафедра уделяет воспитательной работе со студентами: это и подготовка студентов к участию в международных научных конференциях и олимпиадах по языкознанию, и организация экскурсий по историко-литературным местам, а также проведение регулярных встреч студентов первого курса с профессорско-преподавательским составом кафедры. Традиционными стали мероприятия кафедры, такие как День русского языка, День родного языка, День славянской письменности и культуры. Ежегодно лучшие научные работы студентов выпускных курсов направляются на факультетский и всероссийский конкурс; студенты кафедры принимают участие во всероссийских предметных олимпиадах, в том числе и по языкознанию.

 

  

2. Кафедра литературы и общего языкознания. 

Зав. кафедрой – Бешукова Фатима Батырбиевна, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшей школы Республики Адыгея.

Кафедра (изначально называлась кафедрой филологии) была образована вместе с созданием университета в 1941 году.

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры:

– теория и история литературы;

– поэтика жанров и стилей;

– особенности художественного конфликта;

– проблемы художественного творчества;

– мифопоэтика художественного текста;

– компаративистские и сравнительно-типологические исследования;

– постмодернизм в пространстве современного литературного пространства;

– современные проблемы масс-медиа;

– проблемы региональной журналистики;

– язык и инновационные технологии современных масс-медиа;

–теория и практика рекламы и связей с общественностью;

– вопросы методологии современных исследований в области литературы и масс-медиа.

Состав кафедры:

доктора филологических наук: У.М. Панеш, К.Н. Паранук, Т.М. Степанова, Ф.Б. Бешукова, Б.Р. Напцок; доценты: Н.М. Шишхова, И.Н. Хаткова, К.Н. Анкудинов, О.В. Капец, Г.В. Соколова, Ф.Н. Керашева, С.Р. Панеш; старшие преподаватели: Р.С. Каламбиева, А.А. Хажгериева.

Сотрудниками кафедры опубликованы учебники и учебные пособия по русской литературе, литературе народов РФ, проблемам масс-медиа, монографии и научные статьи в центральных, зарубежных и региональных изданиях.

Преподаватели кафедра ведут занятия по теории и истории отечественной и мировой литературы, литературе народов РФ, истории и теории отечественной (русской и национальной) литературной критики, спецкурсы и спецсеминары (около 20) по актуальным проблемам литературоведения и масс-медиа.

Члены кафедры издали более 40 монографий, учебников и учебно-методических пособий.

Профессор У.М. Панеш возглавляет совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 10.01.02 Литература народов РФ (литература народов Северного Кавказа), 10.01.09 – Фольклористика, в состав которого входят профессора К.Н. Паранук, Т.М. Степанова, Ф.Б. Бешукова, Б.Р. Напцок, доцент Г.В. Соколова (ученый секретарь).

Кафедра и совет активно сотрудничают с соответствующими подразделениями Кубанского, Ставропольского, Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Армавирского, Чеченского, Карачаево-Черкесского, Южно-Федерального университетов, с научными центрами РАН в Дагестане, Ростове-на-Дону, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и т.д.

Кафедра реализует многоуровневый образовательный процесс по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Бакалавриат. Направления подготовки:

45.03.01 Филология

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

42.03.02 Журналистика

Магистратура. Направления подготовки:

42.04.01 Технологии рекламы и связей с общественностью – руководитель проф. Бешукова Ф.Б.

45.04.01 Русская литература - руководитель проф. Бешукова Ф.Б.

Аспирантура. Направление подготовки:

45.06.01 Литература народов РФ (литература народов Северного Кавказа)

Ежегодно с 2012 года кафедра проводит международную научную конференцию «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации», по итогам которой издается сборник материалов конференции.

При кафедре функционирует научная школа профессора У.М. Панеша «Компаративистика и исследования кросс-культурного пространства литературной и массовой коммуникации (на примере отечественной литературы XX века)», и научное направление профессора Ф.Б. Бешуковой «Литературно-коммуникативные практики: инновационные аспекты».

Панеш Учужук Масхудович. Декан филологического факультета, д.ф.н., профессор

Новейшая зарубежная литература

Бешукова Фатима Батырбиевна.

Зав. кафедрой литературы и массовых коммуникаций, д.ф.н., профессор

Теория литературы, Теория и практика массовой информации, Научные исследования в рекламе и PR, Эстетика русского посмодернизма

Паранук Кутас Нуховна

д.ф.н., профессор

Античная литература, Зарубежная литература Средневековья и Возрождения, Поэтика мифа, Литература народов Северного Кавказа, Проблемы взаимодействия литературы и фольклора, Неомифологизм современной русской прозы

Степанова ТатьянаМаратовна

д.ф.н., профессор

История мировой литературы 17-18 вв, Литература русского зарубежья, кросскульт урное иссследование литературы, литература non fiction, руссскоязычная литература Северного Кавказа

Напцок Бэлла Радиславовна

д.ф.н., доцент

История зарубежной литературы XIX века,

История зарубежной литературы XIX – первой половины XX вв., История зарубежной журналистики, Основы интегрированных коммуникаций, Методологические проблемы современной науки, Интегрированные и маркетинговые коммуникации

Анкудинов Кирилл Николаевич

к.ф.н., доцент

Литературная журналистика, современная литературная критика, «официальная» и «неофициальная» литература советского периода, проблемы авторской поэтики, поэтика словесного творчества

Капец Ольга Викторовна

к.ф.н., доцент

История отечественной литературы XX века, Методика анализа художественного текста, Методика преподавания литературы, Введение в литературоведение

Керашева Фатима Нурбиевна

к.ф.н., доцент

Зарубежная литература 19 века, Актуальные проблемы зарубежной литературы, Зарубежная литература 20 века,

Бедукадзе Сусана Рамазановна

к.ф.н., доцент

Древнерусская литература, Устное народное творчество, Коммерческая корреспонденция и делопроизводство, Информационно-документационное обеспечение управления, Детская литература

Соколова Галина Викторовна

к.ф.н., доцент

Основы журналистской деятельности, Введение в теорию журналистики, Дизайн СМИ, PR и реклама, издательская деятельность

Хаткова Ирина Нальбиевна

к.ф.н., доцент

История русской литературы Х1Х века; История русской литературы конца Х1Х-начала ХХ века; Формирование и развитие русского реализма; Мировое искусство и литература; Концепты мирового искусства

Шишхова Неля Магомедовна

к.ист.н., доцент

История русской литературы 17-18 вв., История русской литературы 19 века, История отечественной журналистики

Хажгериева Анастасия Александровна

ассистент

Фотожурналистика, основы фотографии, основы рекламы

 

 

3. Кафедра русского языка

Зав. каф. – Беданокова Зулихан Кимовна, доктор филологических наук, профессор.

Кафедра является одной из старейших кафедр университета, выросшей вместе с его становлением и ростом. Создана была кафедра русского языка и литературы в 1940 году, а в 1962 году она разделилась на две самостоятельные кафедры – кафедру русского языка и кафедру русской и зарубежной литературы.

В разное время кафедру возглавляли: В.А.Флоровская (1962-1964), М.И. Герасименко (1964-1967), З.У. Блягоз (1967-1977), В.А. Флоровская (1977-1979), Л.М. Афасижева (1979-1994), Р.Ю. Намитокова (1994-2011).

С 2011г. кафедру возглавляет доктор филологических наук, доцент Зулейхан Кимовна Беданокова. В настоящее время на кафедре работают 7 преподавателей: кандидаты филол.наук, доценты И.В. Архипова, А.А. Адзинова, Л.В. Копоть, С.В. Ляпун, Е.А. Сокур; кандидат педагогических наук, доцент Б.А. Шеожева.

С 1991 года на кафедре функционирует программа подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению подготовки «Языкознание и литературоведение», профиль «Русский язык».

Научный потенциал и учебно-методические возможности определили открытие в 2016 году подготовку по программе магистратуры «Русский язык в различных коммуникативных сферах».

За годы деятельности кафедрой подготовлено 2 доктора филологических наук и 24 кандидата наук.  

Основные научные направления кафедры:

1. Проблемы региональной ономастики. Кафедра проводит с 1998 г. раз в два года ставшие традиционными научно-практические конференции по общей и региональной ономастике с привлечением ученых Северного Кавказа, молодых исследователей и талантливых студентов и изданием материалов конференции. В 2016 г. проводится X Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики», посвященная юбилею Р.Ю. Намитоковой. В 2017 году Международная научная конференция «Русский язык и проблемы общей и региональной ономастики» проводилась в рамках выполнения ФЦП «Русский язык» с грантовой поддержкой Министерства образования РФ. Организована деятельность лаборатории «Лексикография и региональная ономастика» как подразделения НИИ комплексных проблем АГУ.

2. Активные процессы в современном русском языке. Данная проблематика актуализируется в исследованиях, связанных с языком прессы, языком художественных текстов и рекламы и проявляется в анализе лексических и фразеологических инноваций и особенностей их функционирования (Р.Ю. Намитокова, И.В. Архипова, Е.А. Сокур, Л.В. Копоть, Б.А. Шеожева, С.В. Ляпун, А.А. Адзинова, М.С.Схакумидова, Е.Д. Шеватлохова), а также когнитивно-семиотических исследованиях разножанровых текстов (З.К. Беданокова). Таким образом, складывается масштабная публицистическая картина, позволяющая судить об особенностях речевой практики носителей языка с разным уровнем культуры, социального статуса и образования. В контексте междисциплинарного подхода получают эффективное развитие приоритеты современной науки, сделавшей решительный поворот от лингвистики имманентной к лингвистике функциональной, антропоцентрической. Результаты исследований регулярно публикуются в научных изданиях. Члены кафедры принимают участие в региональных (г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, г. Елец, г. Волгоград, г. Нижний Новгород), международных (г. Москва, г. Санкт-Петербург) конференциях, в частности в регулярном Международном конгрессе исследователей русского языка.

3. Проблемы преподавания русского языка в школах и вузах Республики Адыгея. Проблематика разрабатывается совместно с другими лингвистическими кафедрами и отражается в создании научно-методических пособий и разработке рабочих программ по дисциплинам кафедры, а также в помощи учителям-русистам. С 2000 г. изданы учебное пособие «Вопросы русистики в школьном курсе русского языка», сборники изложений «Горы и люди» в двух частях, Комплексный этико-культурологический словарь в 2-х томах.

По инициативе кафедры русского языка Адыгейский госуниверситет с 1998 года является коллективным членом РОПРЯЛ, МАПРЯЛ, а с 2016 г. Общества русской словесности. В деятельности кафедры было несколько знаковых событий: сентябре 2009 года проведен научно-практический семинар «Русский язык в социокультурном и образовательном пространстве республики Адыгея». В апреле 2015 года - научно-практическую конференцию для школьников «Русская словесность и современное общество», в октябре 2015 года проводился научно-практический семинар «Актуальные проблемы речевой коммуникации в поликультурном пространстве Республики Адыгея». В ноябре 2017 года – была организована «Школа молодого учителя-словесника» при поддержке РОПРЯЛ и фонда Русский мир. Члены кафедры принимают активное участие в ежегодных семинарах, конференциях, конгрессах, ассамблеях и педфорумах под эгидой РОПРЯЛа  и МАПРЯЛа (г. Москва, г. Сочи, г.Уфа, г.Казань). На базе кафедры русского языка совместно с другими лингвистическими кафедрами АГУ разработана концепция и программа Научно-образовательного центра русского языка и методики его преподавания в АГУ (2016г.).

 

ФИО

Ученая степень, ученое звание

Дисциплины

Беданокова Зулейхан Кимовна

Зав. кафедрой русского языка, д.ф.н., профессор

Современный русский язык

Практикум по письменной речи

Коммуникативный практикум

Язык рекламы

Спецкурс по русскому языку

Речевое воздействие в рекламе

Теория и практика речевой коммуникации

Концептосфера русского языка

Современные морфологические парадигмы

Архипова Ирина Викторовна

К.ф.н., доцент

Современный русский язык

Русский язык и культура речи

Актуальные проблемы орфографии и пунктуации

Функциональный синтаксис

Адзинова Анжела Анатольевна

К.ф.н., доцент

Современный русский язык

Стилистика и литературное редактирование

Основы редактирования

Региональная ономастика

Русский язык и культура речи

Словообразование и словотворчество

Копоть Лилия Владимировна

К.ф.н., доцент

Современный русский язык

Русский язык и культура речи

Спичрайтинг

Лингвистический анализ текста в школе

Лингвистические основы деловой речи

Социолингвистика

Актуальные проблемы социолингвистики

Ляпун Светлана Владимировна

К.ф.н., доцент

Современный русский язык

Функциональная стилистика

Стилистика и литературное редактирование

Основы редактирования

Медиалингвистика

Сокур Елена Анатольевна

К.ф.н., доцент

Современный русский язык

Русский язык и культура речи

Копирайтинг

Практикум по русскому языку

Аналитико-экспертная деятельность лингвиста

Теоретическая семантика

Шеожева Бэла Аскербиевна

К.пед.н., доцент

Современный русский язык

Русский язык и культура речи

Риторика

Спец семинар по русскому языку

Методика преподавания лингвистических дисциплин Риторика и основы деловой речи

Новикова Юлия Владимировна

К.ф.н., доцент

Методика преподавания русского языка

 

 

 

 

Направления подготовки факультета

Бакалавриат:

Филология.

Журналистика. Профиль «Журналистика печатных СМИ»

Реклама и связи с общественностью. Профиль «Реклама и связи с общественностью в социально-гуманитарной сфере»

Магистратура:

Направление Филология:

«Общее языкознание: социолингвистика, психолингвистика».

«Русская литература».

«Русский язык в различных коммуникативных сферах».

Направление «Реклама и связи с общественностью»:

«Технологии рекламы и связей с общественностью»

Аспирантура

Направление «Языкознание и литературоведение» - 45.00.00. Специальности:

Теория языка (10.02.19).

Русский язык (10.02.01)

Языки народов Российской Федерации (10.02.02).

Литература народов Российской Федерации (10.01.02).

Фольклористика (10.01.09).

Научная тема. Достижения

Модернизация проявилась в существенном повышении качества кадрового состава преподавателей. Если говорить языком цифр, то процент дипломированных специалистов достиг 100%. Докторов наук – 20%. Это высокий уровень даже для ведущих вузов РФ. Деятельность по организации образовательной и научно-исследовательской инфраструктуры продолжилась в совершенствовании работы научных школ, лабораторий, филологической серии научно-образовательного журнала «Вестник АГУ», имеющего высокий статус издания, включенного в Перечень научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ.

Целенаправленная работа в этом направлении позволила сделать существенные шаги по пути формирования не просто специальностей нового образца, а создания образовательно-научного центра, способного ставить и решать самые высокие задачи. Были получены высокие результаты в области фундаментальных и прикладных научных исследований. Это позволило активизировать участие в федеральных и региональных целевых программах, проектах, конкурсах, грантах, в работе различных фондов, в проведении мероприятий в рамках различных договоров о научном сотрудничестве. Например:

в Федеральной целевой программе «Русский язык», Всероссийской олимпиаде по русскому языку, Всероссийской олимпиаде по литературе, в рамках Договора между кафедрой общего языкознания и сектором этнопсихолингвистики Института языкознания РАН.

За последние 12 лет направлены 12 заявок на участие в Федеральной Целевой Программе «Русский язык», в Фонде «Русский мир», в Российском государственном научном фонде (РГНФ), в Российском фонде фундаментальных исследований (РФФИ), на право получения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ, в Целевом конкурсе «Творческое наследие М. Ю. Лермонтова», в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса на 2014-2020 годы». Завоеван грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Важно, что в работах, выполненных в рамках школ и направлений, получены такие научные результаты, которые позволили выйти на защиту диссертаций, публиковать работы, зарегистрированные в наукометрических базах РИНЦ и Skopus. Это значительно повысило индекс цитируемости сотрудников и определило издание коллективных монографий, в которых рядом с видными учеными публикуются магистранты и аспиранты.

Новые социально-экономические условия потребовали в то же время формирования прикладных, конкретных навыков и знаний, ориентированных на рынок и способных помочь выпускнику, когда это нужно, перестроиться, приспособиться и найти свое место в жизни.

Поставленная задача потребовала не только совмещения науки и образования, но и органического включения инновационной деятельности в систему всей работы. Это изменило организационную модель факультета, сделало ее более приспособленной к меняющимся рыночным отношениям.

Для активного участия в решении актуальных задач социально-экономического и инновационного региона факультет пошел на более тесное сотрудничество с органами власти, научно-исследовательским институтом гуманитарных исследований, образовательными учреждениями, промышленными предприятиями Республики Адыгея. Он взял на себя миссию информационно-аналитического центра, оказывающего различные услуги в творческом и инновационном взаимодействии научных и образовательных учреждений. На базе факультета организуются международные, всесоюзные научные конференции, симпозиумы, круглые столы («Русский язык в социокультурном пространстве Республики Адыгея», «Проблемы региональной ономастики», «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры», «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации», «Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике» и пр.), проводятся республиканские олимпиады школьников по русскому языку и литературе, учебно-методические семинары для учителей школ.

Результатом стали публикации филологической серии реферируемого научного журнала «Вестник АГУ », востребованные в практической реальности, деятельность лабораторий, научных направлений, осуществляющих кооперацию с производством и культурными учреждениями региона; также массовое издание научной и учебно-методической литературы, к примеру, издание вместе с Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований и по заказу Министерства образования и науки РА фундаментального академического труда – трехтомника «История адыгейской литературы», получившего Государственную премию Республики Адыгея.

Налицо, таким образом, инновационная деятельность факультета, интегрированного в научно-образовательное пространство, властные и культурные структуры Республики Адыгея. Результатом такой деятельности стало не просто распространение новых навыков и знаний, а подготовка специалиста широко эрудированного, способного перестроиться и трудиться в разных сферах жизни, решая самые сложные гуманитарные задачи.

О повышении образовательного и научного потенциала факультета свидетельствует активизация международного сотрудничества. На бакалавриате, магистратуре, аспирантуре обучаются представители ближнего и дальнего зарубежья – Туркменистана, Ирака, Сирии, Республики Конго, Турции, Анголы, Украины. В научную деятельность факультета вовлекаются иностранные студенты и научные работники: проводятся международные научные конференции, осуществляются их публикации в научном журнале «Вестник АГУ», им предоставляется возможность защиты диссертаций в специализированных советах университета.

Сохранение и развитие фундаментальных традиций, приверженность высоким нравственным идеалам всегда определяли деятельность факультета! Студент для преподавателя здесь всегда был и остается, прежде всего, человеком. Между ними сохраняются и сейчас доверительные, корректные отношения. Более того, здесь царит особый «филфаковский» дух, атмосфера душевная и интеллигентная!

 

 

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Заведующий центром, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций – Учужук Масхудович Панеш.

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРА:

ЛАБОРАТОРИЯ БИЛИНГВИЗМА

ЛАБОРАТОРИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ОНОМАСТИКИ

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ

ЛАБОРАТОРИЯ БИЛИНГВИЗМА

Руководитель лаборатории, д.филол.н, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания – Марьет Пшимафовна Ахиджакова. Исполнители: д. филол. наук, профессоры: Б.М. Берсиров, А.Н. Абрегов, Х.З. Багироков, З.Р. Хачмафова, С.Р. Макерова, А.В. Олянич; к.филол.н., доценты: А.Ю. Баранова, Б.Н. Ахиджак, А.Н. Новиков, Г.А. Осипов. Соисполнители: Р.А. Эльдарова – к.филолог.н.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Когнитивные парадигмы билингвального сознания в современной лингвистике.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемы развития современного билингвального сознания в поликультурном пространстве (адыго-русский, адыго-английский, русско-английский и т.д.).

Этнопсихолингвистический аспект изучения сознания адыгов и русских в поликультурном пространстве Республики Адыгея (экспериментальные исследования).

Парадигмы языкового сознания в различных типах коммуникации, в том числе научной.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОЕКТЫ

«Когнитивная парадигма современного билингвального сознания в условиях интеграции языков и культур в российском полиэтническом пространстве».

Языковое сознание адыгов и русских в поликультурном пространстве Республики Адыгея.

ЛАБОРАТОРИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ОНОМАСТИКИ

Руководитель лаборатории – д.филол.н, проф. Ачердан Нухович Абрегов; СНС, д.филол.н., доц. Зулейхан Кимовна Беданокова.Исполнители / Соисполнители: к.филол.н., доц.: А.А. Адзинова, И.В. Архипова, Л.В. Копоть, Е.А. Сокур, С.В. Ляпун; к.пед.н., доц.: Е.Д. Шеватлохова, Б.А. Шеожева.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемы теории и практики составления словарей и разработка принципов лексикографирования.

Проблемы общей и региональной ономастики.

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ

Руководитель отдела д.филол.н., проф. – Учужук Масхудович Панеш;СНС, к.филол.наук, доц. Галина Викторовна Соколова; Сотрудник отдела – Яна Владимировна Шемякина. Соисполнители, аспиранты: Т.С. Сетова, Б.В. Берзегова, С.Х. Хот, Г.Хюсню.

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Компаративистика и исследование кросс-культурного пространства литературной массовой коммуникации (руководитель – д.филол.н., проф. У.М. Панеш).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемы развития жанров и стилей в новописьменых литературах.

 

Образовательные программы.

На факультете реализуются образовательные программы, ориентированные на выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Образовательная программа академического бакалавриата по филологии (направление подготовки 45.03.01 Филология) соответствует ФГОС ВО № 947 от 07.08.2014 г. (Стандарт 3+). Выпускники, освоившие программу бакалавриата по филологии, в дальнейшем могут решать профессиональные задачи в научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности.

Образовательная программа бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» соответствует ФГОС ВО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 512 (Стандарт 3++). Выпускники, освоившие программу бакалавриата по РиСО, могут выполнять различные задачи в таких сферах, как 1) связь, информационные и коммуникационные технологии и 2) средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средств массовой информации). Соответственно, выпускники бакалавриата по РиСО могут осуществлять профессиональную деятельность в качестве специалистов по продвижению и распространению продукции средств массовой информации (код профессионального стандарта 06.009) и специалистов по информационным ресурсам (код профессионального стандарта 06.013).

Образовательная программа бакалавриата по журналистике (направление подготовки 42.03.02 Журналистика) соответствует ФГОС ВО № 524 от 08.06.2017 г. (Стандарт 3++). Выпускники, освоившие программу бакалавриата по журналистике, могут ориентировать профессиональную деятельность на выполнение задач по созданию журналистских текстов и (или) продуктов, передаваемых по различным каналам и адресованных разным аудиторным группам (корреспондент средств массовой информации (11.003), редактор средств массовой информации (11.006), специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации (06.009), специалист по информационным ресурсам (06.013).